«ЗОЛОТАЯ МАСКА» В НОВОКУЙБЫШЕВСКЕ 14 ноября 2020

14 ноября 2020 года в Новокуйбышевске Фестиваль «Золотая Маска» представит спектакль
«Скрипка Ротшильда» московского театра МТЮЗ, ставшего лауреатом Российской
Национальной театральной Премии в двух номинациях.
Проект проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
 
Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом
театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма,
опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. «Золотая Маска» – российский
театральный Фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные
спектакли из городов России.
 
«Золотая Маска» не только авторитетная и престижная награда в области театрального искусства,
но настоящий культурный институт, который выполняет важные, стратегические для театра задачи.
В разные годы она стала инициатором ряда серьезных театральных проектов. Особое внимание
«Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя при поддержке
Министерства культуры Российской Федерации программу «Лучшие спектакли в городах России и
странах Балтии». За это время при поддержке Министерства культуры было проведено более 130
проектов в самых разных городах от Южно-Сахалинска и Красноярска до Архангельска и Сочи.
 
В 2020 году, когда весь мир оказался в ситуации эпидемиологического кризиса, вызванного вирусом
COVID-19, «Золотая Маска» не стала исключением, ее деятельность была приостановлена.
Возобновление региональных программ Фестиваля стало важным шагом, помогающим театральным
коллективам вернуться к их профессиональной работе, а зрителям – к прежней культурной жизни.
Этой осенью региональные проекты «Золотой Маски» состоялись в Воронеже, Казани,
Петрозаводске, Костомукше, Череповце, впервые прошли в городах Амурской области.
Запланированы фестивали в Санкт-Петербурге, Смоленске, Костроме и Твери.
В Новокуйбышевск «Золотая Маска» приезжает во второй раз. Первый проект состоялся в 2018 году
и помимо спектаклей включал обширную образовательную программу и круглый стол, посвященный
театрам малых городов. В проведении гастролей Фестивалю «Золотая Маска» помогает Театр-
студия «Грань». Сам театр трижды становился номинантом Российской Национальной театральной
Премии и дважды – лауреатом «Золотой Маски», неоднократно участвовал во внеконкурсных
программах Фестиваля. В этом году театру-студии исполняется 50 лет, и показ спектакля
московского театра МТЮЗ «Скрипка Ротшильда» приурочен к этому юбилею. Легендарная
постановка выдающегося режиссера Камы Гинкаса – обладатель двух Премий «Золотая Маска»,
главные роли в ней исполняют народные артисты Валерий Баринов и Игорь Ясулович.
 
ОРГАНИЗАТОРЫ
Министерство культуры Российской Федерации
Театр-студия «Грань»
АНО Фестиваль «Золотая Маска»
ПАРТНЕР ПРОЕКТА
Банк «Ренессанс кредит»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
«Российская газета», Snob, Colta.ru
Информация и стоимость билетов по телефонам: 8 (84635) 6-98-99, 8 (84635) 6-49-08
Продажа билетов онлайн: www.tkk-dk.ru , www.theatre-gran.ru

14 ноября 19:00
на сцене Театрально-концертного комплекса «Дворец культуры»

Театр МТЮЗ, Москва
СКРИПКА РОТШИЛЬДА
по Антону Чехову
16+
Режиссер Кама Гинкас
Пространство: Сергей Бархин
Артисты: Валерий Баринов, Игорь Ясулович, Арина Нестерова, Алексей Дубровский, Антон
Коршунов
Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Премии «Золотая Маска» 2006 года – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая
работа художника». Номинации на Премию – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль»
(Валерий Баринов).

Это спектакль о человеке, который ненавидел другого человека только за то, что тот самую веселую
музыку умудрялся играть печально. Тем не менее, свою скрипку, на которой изливал душу, он
завещал, почему-то, именно этому заклятому врагу…
Это спектакль о старом гробовщике, который обижался, что люди мрут не слишком часто. Еще
живой жене, не дрогнувшей рукой, он сделал гроб, но после смерти ее, почему-то не смог прожить и
двух дней.
Может, это такая любовь?..

Кама Гинкас
«Скрипка Ротшильда» – последняя часть гинкасовской трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову»,
задуманной давным-давно. Части ее он ставил не по порядку: сначала в ТЮЗе появилась вторая –
«Черный монах». Потом первая – «Дама с собачкой». И вот теперь ряд достроен: вслед за
безрадостной, отчаянной любовью «Дамы…» идет безумие «Монаха», а за ней – смерть «Скрипки
Ротшильда». Именно так выглядит прекрасная жизнь по Чехову и Гинкасу.
Гинкас придумал особый способ переложения чеховской прозы для сцены: он берет ее целиком,
практически без купюр, и раскладывает на голоса, как в хоре, создавая диалог из повествования. В
случае со «Скрипкой Ротшильда» он довел этот прием до почти до абсурда. В полуторачасовой
спектакль для четверых артистов превратился крошечный десятистраничный рассказ, главное
событие которого – душевное преображение угрюмого гробовщика Якова, которое он пережил
буквально за один день – от смерти жены до своей собственной.
От такого «хорового чтения» чеховский рассказ начинает казаться почти многословным. Все
заговорили словами, которые медленно и неуклюже заворочались в тоскующем уме Якова. И это
царапающее корявое многословие неожиданно оказалось похоже на разрешение от немоты.
Мучительная попытка научиться говорить того, кто прежде был немым, а теперь непривычный голос
его и звучит слишком громко, и звук его неприятен.
Медленно, с большими паузами возникающие слова кажутся косноязычием. Герои показывают нам
каждое слово, будто протягивают в руках, не умея его назвать. Как старик, недавно научившийся
читать, шевелит губами, проговаривая все слова и заново над ними задумываясь. Так возникает
ощущение трудной непривычной мысли, неумелого движение души. Из нас, привыкших к быстрым
реакциям и стремительному чередованию событий, Гинкас своей корявой медлительностью
буквально вытягивает жилы. Уж это-то он умеет — никто так, как он, не умеет причинить зрителю
боль, заставить заплакать. И мучительно тянущееся действо о Якове по прозвищу Бронза так же
разразится в конце криком и слезами.
Гинкаса считают режиссером жестким, но в сравнении с действительно жестким и суховато-
сдержанным рассказом Чехова видно, насколько спектакль сентиментальнее, как обнажено здесь
все, что в прозе спрятано. В этом спектакле есть любовь.

«Русский журнал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.